Ребёнок не говорит

Ребёнок не говорит

Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит всего лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов.

У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай. Папа, би-би.» Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения Ребёнок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку. В три года ребёнок может правильно произнести большинство звуков речи.

Но если от двух до трёх лет ребёнок не произносит ни одного слова, нужно внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчал.

Причины задержки активной речи могут быть совершенно различными.

1.Задержка на стадии называния.

Ребёнок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребёнок называет предмет, а при общении с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т.д. Отсутствие речи нервирует ребёнка, он становится капризным и, поскольку окружающие часто его не понимают, выражает своё недовольство плачем и криком.

В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка:

  • Во-первых, следует включить в предметные действия активное использование речи. Для этого нужно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого названия предметов к коротким фразам, связанных между собой. «Катя – кукла.», «Любит порядок», «Она стирает бельё», «Как она стирает?», «Что она делает?» При этом в простом сюжете называются все действия.
  • Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу «Давай вместе…» т.е. играя с кубиками, с матрёшками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребёнка названия действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы.
  • В-третьих, как можно больше говорить с ребёнком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая таким образом необходимую питательную речевую среду.
  1. Задержка на стадии эмоционального общения.

Общение ребёнка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так всё понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребёнка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение.

  1. Отсутствие интереса к сотрудничеству.

Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи.

Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребёнок, общаясь с предметами не видит в них помощников, не нуждается в совместном сотрудничестве. Вот, например, малыш поглощен предметом, он совсем не обращает внимания на вопросы, которые ему задают, увлечённо катает свою машину. Малыш стремился делать всё сам, но, к сожалению, действия с игрушкой у него достаточно однообразны, поверхностны. Родители не должны стремиться дать ребёнку как можно больше игрушек. Играет, мол, сам, не мешает – и хорошо. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял её назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству, принесёт игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Для озабоченных своими делами взрослых это безусловно, очень непросто – быть всегда расположенным к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно наладить с малышом эмоциональный контакт, ласково погладить, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза. Поиграть с ним в младенческие игры, типа «Ку-ку», «Сорока- ворона». На фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. «Кукла» как бы заменяет человека, играя с ней, ребёнок может пожалеть её, покормить, лечить, водить в гости, т.е. придать «человеческий» характер действиям. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками. Попробуйте включить его в игру с мячом, предложите поиграть в песочнице с другими детьми и др.

Также полезны игры с имитацией. Взрослый имитирует голоса разных зверушек в присутствии малыша (коровы, собаки, кошки), показывая при этом животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослыми.

Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, доступное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычным и праздничным. Постепенно ребёнок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых занятиях», станет соучастником всех дел взрослого. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать без устали загадочный, удивительный мир (прежде всего людей, и только потом – предметов).

  1. «Детские слова».

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут нанести вред речевому развитию ребёнка. Иногда вместо того, чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, они, наоборот, затормаживают её.

С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). То, что он слышит является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня холосенький», то ребёнок так и будет говорить.

Взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять в разговоре с малышом общеупотребительные слова на детские упрощенные варианты типа, «бу-бу», «ням-ням», «авка»,» би-би» и др.

Ребёнок начинает в год говорить с таких упрощенных слов в силу своих несовершенных возрастных особенностей: у него нет еще отработанной артикуляции, нет полноценного фонетического слуха, он с трудом устанавливает последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления, все эти механизмы совершенствуются. Если же окружающие взрослые употребляют только «сюсюкающие» детские слова, т о позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь.

Сюсюканье тормозит и психическое развитие.

5.Ускоренная речь.

Нечёткая речь может появиться у ребёнка, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – кроха не улавливает, что от него хотят. А позже ребёнок начинает говорить смазано.

В таких случаях возможно появление заикания, т.к. ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

  1. Сосание соски (пальца, одеяла).

Пустышки относительно безвредны на первом году жизни ребёнка. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать во рту неправильное положение, может образоваться щель между зубами или сформироваться неправильный прикус.

Пострадает произношение. Сложнее отучать малыша от зависимости к самому себе – сосание пальца, пряди волос, закусывания губы и др.

  1. Общение с малышом.

Лучший стимул для развития речи – это общение с малышом с самого рождения. Говорить нужно о том, что окружает малыша, и о самом малыше, т.к. у детей речь контекстная.

Важен эмоциональный контакт. Если гуление и лепет не поддерживать, речь может затормозиться. Ребёнку будет просто не интересно говорить, т.к. его никто не слушает.

Другая крайность – это слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают.

Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Нужно каждый день находить время для диалога с ребёнком.

8.Физическое и психическое здоровье. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливания и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и др.

  1. Заболевания центральной нервной системы.

Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На неё могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.

При такого рода отставании в развитии речи необходима консультация и лечение у детского невролога или психоневролога.

Именно врач в процессе беседы с родителями и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии. Дефектологи и логопеды помогут в организации обучения и воспитания ваших детей.

Нейрореабилитолог, афазиолог Неля Геннадиевна Кветкина.

Добавьте свой комментарий