Телефон: +7-989-50-60-409

 

Логопедический массаж мимической, артикуляционной и оральной мускулатуры с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Дети с ДЦП тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Система логопедической работы с детьми с ДЦП предусматривает комплексный характер. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом.

 

Целью логопедического массажа при ДЦП

является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа являются:
— нормализация мышечного тонуса, преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
— устранение гиперкинезов, синкинезий, девиации;
— стимуляция положительных кинестезий;
— улучшение качества артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
— увеличение силы мышечных сокращений;
— активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Логопедический массаж проводится в несколько этапов.

1 этап, на котором решаются следующие задачи:

  • Гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических дискинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;
  • Активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
  • Формирование артикуляционных укладов;
  • Формирование артикуляционных движений.

2 этап посвящен:

  • Формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезий (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);
  • Выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость);
  • Выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость).

3 этап направлен на:

  • Улучшение динамического праксиса;
  • Коррекцию звукопроизношения.
    Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны.
    Основные приёмы логопедического массажа:

— поглаживание;
— растирание;
— разминание;
— пощипывание;
— постукивание;
— вибрация и др.

Последовательность движений сверху вниз – ото лба к подбородку. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышц, по месту прикрепления мышц. Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленно-седативные, поверхностные и быстрые- тонизирующие). По длительности массаж не превышает 10-15 минут. Логопедический массаж кроме нормализации тонуса мышц губ, языка и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры. При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных и мимических мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны. В комплекс упражнений классического массажа включаются элементы метода метамерной стимуляции. Этот метод используется с целью воздействия на рефлексогенные зоны, активизирующие движения при нарушении иннервации. В данной методике используются дополнительные средства (деревянные валики различного диаметра, колючие шарики-массажёры и др.) Стимулируется определённая зона при различных нарушениях.

Эффективность логопедического массажа.

Польза логопедического массажа доказана уже не одним поколением. Он благотворно влияет на общее состояние пациента. Благодаря массажу лицевой мускулатуры улучшается кровоснабжение, а значит питание тканей, ускоряются обменные процессы, повышается эластичность, улучшается артикуляция, проходят спазмы, восстанавливаются движения всех органов и мышц речевого аппарата. Результат лечения во многом зависит от диагноза и индивидуальных особенностей ребёнка.

Массаж по биологически активным точкам (БАТ).

Основные задачи применения массажа по биологически активным точкам (точечный массаж) заключаются:

— в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов;
— нормализации тонуса мышц и стимуляции активного движения;
— улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.

Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода –тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приёма. Продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 секунд с постепенным увеличением нагрузки.