Некоторые особенности психического развития детей с церебральным параличом

Некоторые особенности психического развития детей с церебральным параличом

Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими людьми.

У детей в возрасте до 5 месяцев отмечается кратковременность бодрствующего состояния, прерываемого сном.

На фоне бодрствования часто возникают отрицательные реакции. У некоторых детей отсутствует врождённый рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение появляется лишь после 4-8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз и др.

Зрительное прослеживание длительное время характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.

Отмечается значительная задержка развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций.

У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.

Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что тормозит появление первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3-6 месяцам.

Данная патология отмечается у детей с наиболее тяжёлым поражением мозга. В более лёгких случаях у детей с опозданием, но всё же формируются зрительное и слуховое сосредоточение. Эмоциональные реакции развиваются в соответствии с возрастом. Но комплекс оживления не всегда содержит в себе все компоненты: в одних случаях оно проходит без двигательных реакций, а в других – без голосовых.

У некоторых детей не удаётся установить эмоционального контакта в силу отсутствия у них интереса к окружающему и потребности общения с людьми.

Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не гуляют. Их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по которому невозможно определить желание ребёнка.

Недостаточность зрительно-моторной координации отмечается у всех детей этого возраста: дети не тянутся к игрушке, не захватывают предложенную игрушку, так как зрение активно не направляет движение руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются рассмотреть её, ощупать, дотянуть до рта.

Для детей с церебральным параличом в возрасте от 5-ти месяцев до одного года характерно неравномерное развитие отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

У них в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звука или, хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь.

В этом возрасте у них не формируется первичное понимание речи: они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса.

У детей, не имеющих нарушений слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идёт в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок.

У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность в развитии движения рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить её из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи. Ребёнок не тянется к игрушке, удалённой от него на 25-30 см., а берёт только находящуюся непосредственно перед глазами.

Движения их скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребёнка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.

У детей этого возраста наблюдается слабость эмоционально-волевых проявлений: у них не создаётся собственного положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушки.

Средства общения детей с окружающими людьми крайне ограничены: чаще всего это мало модулированный крик или выразительные движения глаз. Такими безречевыми средствами общения пользуются очень многие дети. В большинстве случаев в процессе общения проявляются некоторые особенности психической деятельности детей с ДЦП: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания.

Встречается и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно-познавательной деятельности, а также понимание обращенной к ним речи.

Эти дети различают интонации голоса, реагируют на своё имя, выполняют простые речевые инструкции, знают названия некоторых игрушек. Несмотря на двигательную недостаточность, они активны, заинтересованы в общении с человеком, криком привлекают к себе внимание взрослого, бурно выражают эмоциональные переживания.

У детей с ДЦП в возрасте одного-двух лет жизни отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удалённый или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке.

Отсутствие или недостаточность практической деятельности отмечается у большинства детей, что объясняется ограниченностью возможностей зрительного восприятия, недоразвитием зрительно-моторной координации или ориентировочно-познавательной деятельности в целом.

Дети затрудняются воспроизвести показанные взрослым действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. При самостоятельных занятиях с игрушкой они не в

состоянии использовать их по назначению – покатать машину, вызвать звучание пищащей игрушки.

Особенностью эмоционально-волевой сферы детей, страдающих церебральным параличом, является в одних случаях вялость и безучастность, а в других случаях. Наоборот, обидчивость и возбудимость. Например, одни дети равнодушны к игре, не реагируют на игрушки, не заинтересованы в общении. Другие дети, наоборот, активны во время занятия, радуются новым игрушкам.

Лишь у некоторых детей развитие познавательной сферы находится в пределах нормы.

Нейрореабилитолог, афазиолог Неля Геннадиевна Кветкина.

Добавьте свой комментарий