Статьи

***

***

    

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит всего лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов.

У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай. Папа, би-би.» Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения Ребёнок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку. В три года ребёнок может правильно произнести большинство звуков речи.

Но если от двух до трёх лет ребёнок не произносит ни одного слова, нужно внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчал.

Причины задержки активной речи могут быть совершенно различными.

1.Задержка на стадии называния.

Ребёнок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребёнок называет предмет, а при общении с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т.д. Отсутствие речи нервирует ребёнка, он становится капризным и, поскольку окружающие часто его не понимают, выражает своё недовольство плачем и криком.

В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка:

  • Во-первых, следует включить в предметные действия активное использование речи. Для этого нужно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого названия предметов к коротким фразам, связанных между собой. «Катя – кукла.», «Любит порядок», «Она стирает бельё», «Как она стирает?», «Что она делает?» При этом в простом сюжете называются все действия.
  • Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу «Давай вместе…» т.е. играя с кубиками, с матрёшками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребёнка названия действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы.
  • В-третьих, как можно больше говорить с ребёнком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая таким образом необходимую питательную речевую среду.
  1. Задержка на стадии эмоционального общения.

Общение ребёнка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так всё понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребёнка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение.

  1. Отсутствие интереса к сотрудничеству.

Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи.

Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребёнок, общаясь с предметами не видит в них помощников, не нуждается в совместном сотрудничестве. Вот, например, малыш поглощен предметом, он совсем не обращает внимания на вопросы, которые ему задают, увлечённо катает свою машину. Малыш стремился делать всё сам, но, к сожалению, действия с игрушкой у него достаточно однообразны, поверхностны. Родители не должны стремиться дать ребёнку как можно больше игрушек. Играет, мол, сам, не мешает – и хорошо. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял её назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству, принесёт игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Для озабоченных своими делами взрослых это безусловно, очень непросто – быть всегда расположенным к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно наладить с малышом эмоциональный контакт, ласково погладить, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза. Поиграть с ним в младенческие игры, типа «Ку-ку», «Сорока- ворона». На фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. «Кукла» как бы заменяет человека, играя с ней, ребёнок может пожалеть её, покормить, лечить, водить в гости, т.е. придать «человеческий» характер действиям. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками. Попробуйте включить его в игру с мячом, предложите поиграть в песочнице с другими детьми и др.

Также полезны игры с имитацией. Взрослый имитирует голоса разных зверушек в присутствии малыша (коровы, собаки, кошки), показывая при этом животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослыми.

Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, доступное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычным и праздничным. Постепенно ребёнок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых занятиях», станет соучастником всех дел взрослого. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать без устали загадочный, удивительный мир (прежде всего людей, и только потом – предметов).

  1. «Детские слова».

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут нанести вред речевому развитию ребёнка. Иногда вместо того, чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, они, наоборот, затормаживают её.

С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). То, что он слышит является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня холосенький», то ребёнок так и будет говорить.

Взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять в разговоре с малышом общеупотребительные слова на детские упрощенные варианты типа, «бу-бу», «ням-ням», «авка»,» би-би» и др.

Ребёнок начинает в год говорить с таких упрощенных слов в силу своих несовершенных возрастных особенностей: у него нет еще отработанной артикуляции, нет полноценного фонетического слуха, он с трудом устанавливает последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления, все эти механизмы совершенствуются. Если же окружающие взрослые употребляют только «сюсюкающие» детские слова, т о позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь.

Сюсюканье тормозит и психическое развитие.

5.Ускоренная речь.

Нечёткая речь может появиться у ребёнка, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – кроха не улавливает, что от него хотят. А позже ребёнок начинает говорить смазано.

В таких случаях возможно появление заикания, т.к. ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

  1. Сосание соски (пальца, одеяла).

Пустышки относительно безвредны на первом году жизни ребёнка. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать во рту неправильное положение, может образоваться щель между зубами или сформироваться неправильный прикус.

Пострадает произношение. Сложнее отучать малыша от зависимости к самому себе – сосание пальца, пряди волос, закусывания губы и др.

  1. Общение с малышом.

Лучший стимул для развития речи – это общение с малышом с самого рождения. Говорить нужно о том, что окружает малыша, и о самом малыше, т.к. у детей речь контекстная.

Важен эмоциональный контакт. Если гуление и лепет не поддерживать, речь может затормозиться. Ребёнку будет просто не интересно говорить, т.к. его никто не слушает.

Другая крайность – это слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают.

Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Нужно каждый день находить время для диалога с ребёнком.

8.Физическое и психическое здоровье. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливания и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и др.

  1. Заболевания центральной нервной системы.

Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На неё могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.

При такого рода отставании в развитии речи необходима консультация и лечение у детского невролога или психоневролога.

Именно врач в процессе беседы с родителями и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии. Дефектологи и логопеды помогут в организации обучения и воспитания ваших детей.

 

Афазиолог Н.Г. Кветкина

 

 Нарушение речи у детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это широкое понятие, которое охватывает несколько симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

- развиваются в перинатальном периоде;

- связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

- чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности. Страдают также координация движений, зрение, слух, речь и психика.

Признаки ДЦП обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития ребёнка, в частности, замедляется и искажается процесс формирования его речи. В дальнейшем в большинстве случаев (до 76%) возникают тяжёлые речевые нарушения – дизартрия, анартрия.

Дизартрия – речевое расстройство, при котором отмечается нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

Для детей с ДЦП характерна тяжёлая форма дизартрии.

В настоящее время всё шире внедряется в практику ранняя диагностика ДЦП. Это связано с необходимостью проведения раннего лечения и коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, уже в раннем возрасте.

В развитии речи ребёнка большое значение имеет доречевой период, который длится с рождения до конца первого года жизни, т.е. до появления первых слов.

Ранний возраст является периодом бурного развития речи: интенсивно развивается понимание речи, на фоне которого происходит активное овладение словарём.

Таким образом, первые годы жизни ребёнка являются сензитивным периодом для усвоения родного языка, т.е. в этом возрасте он особенно чувствителен к развитию речи. Этим фактом определяется необходимость ранней коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций также обусловливает важность ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

К сожалению, логопедическая работа часто начинается после 3-4 лет и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к задержке их умственного развития.

В связи с этим встаёт первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-логопедической работы с такими детьми, направленной на восстановление нарушенных функций в самом раннем возрасте, с тем, чтобы предотвратить формирование прочного патологического стереотипа к школьному возрасту.

Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни.

Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребёнка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а так же ограниченностью их коммуникативных связей.

Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.

Характеристика двигательной сферы.

Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно её поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки.

В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулак, плотно приведён к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса.

Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетается с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем, у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твёрдого нёба, недоразвития нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительные ассиметрии лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребёнка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. В большинстве случаев язык детей крайне напряжён, стянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперёд, что чаще всего сочетается с гиперкинезами языка в переднее-заднем направлении, тремором языка. Нередко это сочетается с гиперкинезами мимической мускулатуры. Существенные изменения отмечаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, что проявляется в обездвиженности языка, губ, отвисании нижней челюсти, отсутствии сосательных движений.

У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Все эти отклонения отражаются на процессе вскармливания ребёнка: дети не могут сосать, захлёбываются, давятся. У них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, еда подтекает из углов губ, вытекает из носа. В первые недели жизни некоторых детей кормят через зонд. В менее тяжёлых случаях патология артикуляционного аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной мускулатуры, слабости сосательных движений.

Дыхание у этих детей неглубокое, аритмичное, встречаются явления стридора. Нередко во время крика, плача, голосовой активности наблюдается асинхронность голоса, дыхания, артикуляции.

Характерной особенностью этих детей является повышенная саливация, бедная мимика, отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений.

Таким образом, у детей с церебральным параличом в возрасте от рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что спонтанно, с ростом ребёнка не исчезает, а, наоборот, закрепляются и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остаётся неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи.

Голосовая активность.

В анамнезе у многих детей с ДЦП отмечается отсутствие первого крика при рождении в течении 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы.

И в дальнейшем у детей с ДЦП крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствует дифференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости и др. По крику ребёнка невозможно определить его состояние и желание. В силу этого крик в первые месяцы жизни у детей с церебральным параличом не является средством выражения состояния ребёнка и его желаний и не может служить средством общения с окружающими.

Развитие гуления. Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни.

Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.

Если у нормально развивающегося ребёнка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ДЦП они короткие, лишённые певучести звучания.

У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: а, ы, э, уэ, эо, эм, а заднеязычные звуки г, к, х отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.

Активность гуления крайне низкая.

У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время самоподражания в гулении колеблется от 5-ти месяцев до года, что значительно отстаёт от нормы. У многих детей самоподражания и гуления вовсе не наблюдается.

В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития. Невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Развитие лепета. Спонтанный лепет у детей с ДЦП появляется лишь к 2-3 годам. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.

Чаще всего в лепете детей, страдающих церебральным параличом, присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные п, м, б. Наиболее характерными звукосочетаниями в лепете детей являются: па, ма, ама, ба, аба.

Последовательность овладения звуками лепета как нормальными детьми, так и детьми с церебральным параличом определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят всё более тонкие, а лёгкие артикуляционные уклады уступают место трудным.

Однако снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному произношению, а патологическое состояние артикуляционного аппарата в свою очередь препятствуют развитию его моторики и появлению новых звуков.

В связи с этим у большинства детей с церебральным параличом не происходит той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для здоровых детей. Прежде всего, наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих (1 этап развития лепета), у детей с ДЦП выражена слабо или отсутствует вообще.

У детей с ДЦП не прослеживается или прослеживается как патологический и 2-й этап в развитии лепета, т.е. слабо формируется механизм аутоэхолалий или самоподражания.

3-й этап в развитии лепета, характеризующийся сочетаниями звуковых слоговых комплексов, физиологическими эхолалиями и знаменующий переход к активной речи, у детей с церебральным параличом появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у здоровых детей.

Нейрореабилитолог, афазиолог Неля Геннадиевна Кветкина.

 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ.

В последнее время широко внедряется в практику ранняя диагностика ДЦП. Это связано с необходимостью проведения раннего лечения, коррекционно-педагогической и логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, уже в раннем возрасте.

В исследованиях психологов было отмечено, что в развитии речи и психических процессов ребёнка большое значение имеет доречевой период, который длится с рождения до конца первого года жизни, т.е. до появления первых слов.

Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни ребёнка можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и логопедическая работа начинается после 3-4 лет.

В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение.

Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с ДЦП в старшем возрасте.

Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребёнка.

В связи с этим встаёт первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-педагогической работы с такими детьми, направленной на восстановление нарушенных функций в самом раннем возрасте, с тем чтобы предотвратить формирование прочного патологического стереотипа к школьному возрасту.

Коррекционная работа строится не с учётом возраста, а с учётом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребёнок.

Она основывается на активном развитии сохранных функций и последовательном восстановлении, и формировании нарушенных психических функций.

 

 Эрготерапия

В период с января по ноябрь 2018 года, наш психолог, Лапенкова Виктория, проходила повышение квалификации в Санкт-Петербургском Медико-социальном институте по программе «Эрготерапия». Во время прохождения обучения, Виктории удалось узнать много нового, перенять опыт и знания специалистов со всех уголков нашей страны.

Расскажем немного о том, что же такое «Эрготерапия». Эрготерапия — это специальность, которая, используя целенаправленную деятельность, помогает людям с различными физическими или психическими нарушениями достигнуть максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Основная цель эрготерапии — помочь людям с различными нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и таким образом достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Эрготерапевт, работая с ребенком, сталкивается в первую очередь с проблемами реализации возможностей ребенка в основных сферах его жизни: игре, общении, самообслуживании. Для этого эрготерапевт может использовать разные методы: организацию среды, тренировку функций, специальные приспособления, обучение ребенка и родителей.       

33655 33654