Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни

Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это широкое понятие, которое охватывает несколько симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

— развиваются в перинатальном периоде;

— связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

— чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности. Страдают также координация движений, зрение, слух, речь и психика.

Признаки ДЦП обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития ребёнка, в частности, замедляется и искажается процесс формирования его речи. В дальнейшем в большинстве случаев (до 76%) возникают тяжёлые речевые нарушения – дизартрия, анартрия.

Дизартрия – речевое расстройство, при котором отмечается нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

Для детей с ДЦП характерна тяжёлая форма дизартрии.

Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребёнка начинается с первых недель жизни. Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.

Характеристика двигательной сферы.

Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно её поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки.

В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулак, плотно приведён к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса.

Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетается с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем, у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.

 Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твёрдого нёба, недоразвития нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительные ассиметрии лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребёнка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. В большинстве случаев язык детей крайне напряжён, стянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперёд, что чаще всего сочетается с гиперкинезами языка в переднее-заднем направлении, тремором языка. Нередко это сочетается с гиперкинезами мимической мускулатуры. Существенные изменения отмечаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, что проявляется в обездвиженности языка, губ, отвисании нижней челюсти, отсутствии сосательных движений.

У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Все эти отклонения отражаются на процессе вскармливания ребёнка: дети не могут сосать, захлёбываются, давятся. У них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, еда подтекает из углов губ, вытекает из носа. В первые недели жизни некоторых детей кормят через зонд. В менее тяжёлых случаях патология артикуляционного аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной мускулатуры, слабости сосательных движений.

Дыхание у этих детей неглубокое, аритмичное, встречаются явления стридора. Нередко во время крика, плача, голосовой активности наблюдается асинхронность голоса, дыхания, артикуляции.

Характерной особенностью этих детей является повышенная саливация, бедная мимика, отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений.

Таким образом, у детей с церебральным параличом в возрасте от рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что спонтанно, с ростом ребёнка не исчезает, а, наоборот, закрепляются и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остаётся неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи.

 Голосовая активность.

В анамнезе у многих детей с ДЦП отмечается отсутствие первого крика при рождении в течении 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы.

И в дальнейшем у детей с ДЦП крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствует дифференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости и др. По крику ребёнка невозможно определить его состояние и желание. В силу этого крик в первые месяцы жизни у детей с церебральным параличом не является средством выражения состояния ребёнка и его желаний и не может служить средством общения с окружающими.

Развитие гуления. Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни.

Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.

Если у нормально развивающегося ребёнка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ДЦП они короткие, лишённые певучести звучания.

У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: а, ы, э, уэ, эо, эм, а заднеязычные звуки г, к, х отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.

Активность гуления крайне низкая.

У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время самоподражания в гулении колеблется от 5-ти месяцев до года, что значительно отстаёт от нормы. У многих детей самоподражания и гуления вовсе не наблюдается.

В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития. Невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Развитие лепета. Спонтанный лепет у детей с ДЦП появляется лишь к 2-3 годам. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.

Чаще всего в лепете детей, страдающих церебральным параличом, присутствуют гласные звуки, а, э и губно-губные п, м, б. Наиболее характерными звукосочетаниями в лепете детей являются: па, ма, ама, ба, аба.

Последовательность овладения звуками лепета как нормальными детьми, так и детьми с церебральным параличом определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят всё более тонкие, а лёгкие артикуляционные уклады уступают место трудным.

Однако снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному произношению, а патологическое состояние артикуляционного аппарата в свою очередь препятствуют развитию его моторики и появлению новых звуков.

В связи с этим у большинства детей с церебральным параличом не происходит той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для здоровых детей. Прежде всего, наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих (1 этап развития лепета), у детей с ДЦП выражена слабо или отсутствует вообще.

У детей с ДЦП не прослеживается или прослеживается как патологический и 2-й этап в развитии лепета, т.е. слабо формируется механизм аутоэхолалий или самоподражания.

3-й этап в развитии лепета, характеризующийся сочетаниями звуковых слоговых комплексов, физиологическими эхолалиями и знаменующий переход к активной речи, у детей с церебральным параличом появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у здоровых детей.

Нейрореабилитолог, афазиолог Неля Геннадиевна Кветкина.

Добавьте свой комментарий